«Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности» (Психолог А.Р. Лурия).
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Дети очень переживают, когда у них это не получается. Первый год обучения ученика в школе – это сложный период в жизни каждой семьи и каждого учителя начальной школы. Ведь количество первоклассников с трудностями обучения письму увеличивается с каждым годом. В настоящее время составляет 30–35 % от всех первоклашек. Системы коррекции письма в современном начальном образовании нет.
Поэтому каждый учитель начальных классов ежедневно прописывает несколько строчек образцов, на что тратит большое количество своего личного времени.
Оптимальная скорость письма на первом этапе обучения следующая:
– для шестилеток – 4–6 знаков в минуту;
– для семилеток – на 2–4 знака больше.
К концу первого класса:
– у шестилеток – 10–12 знаков;
– у семилеток – 12–16 знаков.
Во втором классе – 20–25 знаков в минуту.
В третьем классе – 40–45 знаков в минуту.
В четвертом классе – 45–55 знаков в минуту.
Семилетки при этом будут в каждом классе писать на 3–5 знаков больше.
Комплексные контрольные работы, которые предстоит первоклассникам предстоит выполнить в конце учебного года, предполагают, что дети свободно владеют навыками написания букв.
Для того чтобы помочь детям преодолеть трудности в написании букв, слогов, слов и предложений, создан «Тренажер по чистописанию». Эта тетрадь для обучения первоклассников письму поможет каждому ребенку адаптироваться к учебной деятельности, вызовет интерес к написанию элементов букв и самих букв. В «Тренажере» имеются упражнения для развития логического и вариативного мышления.
Это пособие позволит учителю сэкономить время при подготовке к урокам письма, а первоклассникам даст дополнительную тренировку в написании элементов букв, обеспечит развитие мелких мышц руки, поможет личностному развитию и формированию универсальных учебных действий.
Автор:
Жиренко Ольга Егоровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального общего образования ВОИПКиПРО