Всё что надо знать о рабочих тетрадях
Современные рабочие тетради – дидактические пособия, нацеленные на достижение планируемых результатов, приятная и увлекательная среда для эффективного обучения.
Рабочие тетради, или тетради на печатной основе, используются в нашей стране уже достаточно долгий период.
До наступления 1990-х гг. их использование в отечественной методике обучения в школе носило исключительно экспериментальный характер, как, например, разработка рабочих тетрадей по истории с 4-го по 7-й класс в Новосибирском институте усовершенствования учителей в 1960-х гг.
В то же время с середины 1970-х гг. шли процессы по разработке концептуальных основ обновления содержания образования и принципов создания учебников нового поколения, ускорившиеся в 1988-1991 гг.
В 1992 году «Закон об образовании» дал большую свободу в образовательных вопросах регионам и даже самим школам. В учебных заведениях появились дополнительные предметы и факультативы, школы могли сами выбирать учебники. Кроме того, и школы больше не обязательно должны были быть государственными — в стране появилось много частных школ, лицеев и колледжей.
Началась или продолжилась апробация в школах различных учебников и учебных пособий, созданных в этот период, в том числе, в новом формате «учебник-тетрадь», позволявшем записывать решения и ответы на страницах учебника.
Рабочие тетради начали активно внедряться в учебный процесс со второй половины 1990-х гг. в процессе модернизации российского школьного образования.
Было очевидно, что они обладают большими дидактическими возможностями: их можно использовать и на уроке, и дома, они, как правило, содержат разные типы заданий, которые можно применять и для проверки, и для контроля знаний, а также для самостоятельной работы учащихся. Внедрение комплексов средств обучения (учебно-методических комплектов- УМК) способствовало перераспределению функциональной нагрузки между учебниками и новыми учебными пособиями, входящими в их состав. Далее их содержание неоднократно дополнялось и изменялось.
Так, в результате активного внедрения системы закупок для школьных библиотек на средства федерального и региональных бюджетов возникло требование о многоразовом использовании учебников учащимися в течение нескольких лет. Кроме того, появились нормативы, определяющие предельный вес учебников для учащихся начальной, основной и старшей школы. В связи с этим актуальным стал перенос в рабочие тетради части заданий из учебников.
Параллельно с данными изменениями разработка и утверждение Федерального компонента государственного стандарта общего образования (ФК ГОС) в 2004 г., а затем и Федеральных государственных образовательных стандартов в 2009-2012 гг. привели к необходимости значительно переработать ранее созданные учебники и входившие в УМК учебные пособия, в том числе, рабочие тетради.
В ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения» приводится определение рабочей тетради как учебного пособия, имеющего особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Рабочая тетрадь относится к учебным изданиям нового поколения и должна рассматриваться как отдельная категория учебных пособий.
Как самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы рабочие тетради быстрее других откликаются на потребности образовательных учреждений и одновременно формируют эти потребности.
По данным ВЦИОМ о практике использования индивидуальных рабочих тетрадей в различные периоды их использовали более 90% школьников 7-12 лет, причем у трети опрошенных дети занимались по ним почти по всем предметам. Наиболее популярны тетради по математике (ими пользовались 72% детей), русскому языку (67%), окружающему миру (65%).
Грамотно подобранные учебные материалы дополняют и обогащают информацию из учебников. Использование дополнительных средств обучения оказывает влияние на повышение результатов учеников. Положительные стороны рабочих тетрадей: наглядность, занимательность и разнообразие форматов заданий. Визуальные ряды и яркие иллюстрации составлены так, чтобы ребёнку было увлекательно учиться. Для младших школьников тетради на печатной основе хорошо иллюстрированы, подобраны задания, позволяющие не только отработать основные навыки по предметам, но и вызвать интерес к дальнейшему обучению.
Задания в рабочих тетрадях точно соответствуют темам учебников, помогают их освоить и закрепить знания. При этом существенно сокращается время выполнения заданий, что позволяет увеличить число задач, самостоятельно решенных детьми на уроке. Таким образом, достигается рациональная организация учебного времени и учебной работы.
Рабочие тетради в начальной школе комфортны и удобны для всех участников процесса. Учителю не надо искать дополнительный материал, не нужно отдельно печатать задания. Ученикам удобно в ней работать. Родителям, особенно в период дистанционного обучения, проще помочь ребенку с заданиями, потому что в тетрадях есть пояснения, которые соединяются с теорией в учебнике.
Вместе с тем это не исключает использование в обучении обычных тетрадей — детей надо приучать к аккуратному ведению тетрадей, вырабатывать у них красивый почерк, знакомить с правилами единого орфографического режима.
Рабочие тетради — это расходный материал. Для учителей тетрадь на печатной основе с уже подобранными заданиями, разработанная с учетом требований ФГОС, сможет стать незаменимым помощником и сэкономить время на подготовку к занятиям. На уроке сокращается время выполнения заданий, что позволяет дополнительно проработать материал с учениками.
Наиболее общий тип рабочей тетради — это комплексная (многофункциональная) тетрадь с традиционным набором вопросов и заданий разного уровня сложности, направленных на закрепление полученных на занятии знаний; отработку практических умений; проверку знаний по темам.
По опыту многих учителей, использование рабочих тетрадей благотворно влияет на усвоение материала и подготовку к итоговым испытаниям. Проводя с родителями разъяснительные беседы о том, что такое рабочая тетрадь и для чего она нужна, о том, что использование таких тетрадей возможно только на добровольной основе за счет средств родителей, учителя смогут избежать споров на родительских собраниях и добиться, используя тетради на печатной основе, более высоких показателей успеваемости учеников.
В случае, если родители учащихся в образовательной организации выразят добровольное желание пожертвовать рабочие тетради в объёме, позволяющем укомплектовать ими весь класс, образовательная организация после пожертвования и оформления всех необходимых документов включает их в рабочую программу, и в подтверждение целевого использования пожертвования, доводит эту информацию до сведения дарителей с указанием перечня допущенных к использованию в образовательном процессе учебных пособий (рабочих тетрадей).
Приобретение рабочих тетрадей осуществляется родителями учащихся строго на добровольной основе, затем рабочие тетради передаются по договору пожертвования в библиотечный фонд школы, откуда они выдаются учащимся вместе с другими учебниками и учебными пособиями.
Рекомендации по списанию рабочих тетрадей.
Рабочие тетради можно быстро списать с бухгалтерского учёта организации при выдаче их по заявке на руки учителю, не внося информации в формуляр выдачи книг обучающегося, учителя. Согласно пп. 38, 39 приказа №157н от 01.12.2010 (в ред. от 27.09.2017)Минфина России материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования…, принимаются к учёту в качестве основных средств. К основным средствам не относятся предметы, служащие менее 12 месяцев, коими являются рабочие тетради. Следовательно, рабочие тетради отнесены к материальным запасам.